Лингвистика для школьников

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

Новости

23.05.2019

Последнее занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Антон Сомин
Командная лингвистическая задача
подробнее

16.05.2019

Факультатив по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Фёдор Голосов
Актантные деривации: какие бывают залоги?
подробнее

Все новости

Вопросы эксперту

К сожалению, с 2013 года раздел "Вопрос эксперту" закрыт.

19.01.2013

"И" раз, "и" два

Вопрос: Объясните, пожалуйста, происхождение названий и (восьмеричное) и i (десятеричное).
Кира Зензеря, Барабинск, 7 класс.

Ответ: На Руси вплоть до XVIII века буквы кириллического алфавита использовались не только для записи слов, но и для записи чисел...
Подробнее


05.01.2013

Ругаюсь, кусаюсь, извиняюсь?

Вопрос: Моя учительница русского языка как-то сказала, что слова извиняюсь в русском языке не существует, т.к. человек не может извинить самого себя. А что насчет слова ругаюсь? Я ведь не ругаю себя, а ругаюсь с кем-то. Получается и оно не верное?
Даниэла, Рига, студентка.


Ответ: Ваш вопрос можно разделить на две части: 1) можно или нельзя говорить извиняюсь и 2) откуда берутся слова, в которых -ся/-сь не значит себя...

Подробнее


20.12.2012

Лингвистика и экзотические языки

Вопрос: Почему для подтверждения гипотез лингвисты сравнивают именно экзотические языки (языки малых народов), а не общеизвестные?
Алёна Оленева
, Новосибирск, 10 класс

Ответ: Для этого есть несколько причин. 1) Таких языков гораздо больше. 2) Они меньше изучены. 3) Многим подобным языкам грозит исчезновение в ближайшее время. Но вообще же лингвистике интересны любые языки, поскольку...

Подробнее


10.12.2012

Слова-маркёры

Вопрос: Какие существуют механизмы "появления" слов-маркёров? Почему, допустим, по произношению слова "звОнит-звонИт" делаются какие-то выводы о неграмотности человека, а "вклЮчит-включИт" – нет?
Аня Саруханова, Москва, 11 класс

Ответ: Живой язык имеет склонность изменяться, на то он и живой. Но в задачи языковой нормы входит задержка или хотя бы замедление эволюционных процессов в языке. И здесь спешат на помощь культурно маркированные слова, на которых сфокусирован, можно сказать, «народный контроль».

Подробнее


01.12.2012

Проклятый Прокл

Вопрос: Правда ли, что имя Прокл произошло от слов проклятье, проклят? В это верится мало,но созвучие явное.
Александра Руденко, Рубцовск, 9 класс

Ответ: Действительно, ни одно из этих слов не происходит из другого. Однако греческое Προκλῆς [прокле́с], латинское procul и русское проклинать всё же некоторым образом связаны...
Подробнее


16.04.2012

От начала и до конца

Вопрос: Скажите, пожалуйста, правда ли слова "начало" и "конец" однокоренные?
Вера Сухинова, Москва, 10 класс

Ответ: С исторической точки зрения эти слова действительно являются родственными. Однако сейчас...
Подробнее


16.03.2012

Лингвистическая типология

Вопрос: Стала интересна типология; подскажите, пожалуйста, что я могу почитать по этому поводу прямо сейчас и где этому учат потом? Как и насколько сильно типология связана с другими областями теоретической лингвистики? А прикладной?
Вадим Фомин, Кемерово, 9 класс

Ответ: Лингвистическая типология изучает сходства и различия между языками и выявляет статистические закономерности устройства языков — так называемые «языковые универсалии»...
Подробнее


04.02.2012

Тяжело в учении

Вопрос: Скажите пожалуйста, сложно ли учиться на лингвиста? И нужно ли будет в институте изучать углубленно 2 языка? <...>
Елизавета Крюкова, Тамбов, 11 класс

Ответ: Для начала разберёмся, о какой лингвистике речь. Дело в том, что в связи с Болонским процессом и переходом на систему бакалавриат/магистратура, «бакалавриатом по лингвистике» в университетах стали называть разные вещи: ...
Подробнее


27.12.2011

Как появляется акцент?

Вопрос: Объясните, пожалуйста, как формируется акцент? Почему так по-разному звучат "американский английский" и "британский английский"?
Зеленцова Марина, Москва, 8 класс

Ответ: На вопросы почему в лингвистике есть стандартный ответ: «Кто ж его знает?..». Вообще, ...
Подробнее


06.12.2011

Жестовые языки, ч. 2

Вопрос: Как произошли жестовые языки? Был ли какой-то праязык (или праязыки)? Насколько быстро меняются такие языки?
Я читал ещё, что сурдопереводчики пользуются не теми же самыми языками, что глухие и глухонемые люди, а какими-то упрощёнными, усреднёнными средствами наподобие пиджинов. Это действительно так? <...>
Вадим Фомин, Кемерово, 9 класс

Ответ: Происхождение жестовых языков — это очень интересная тема. В целом, жестовые языки возникают из пантомимы... Подробнее


28.11.2011

Жестовые языки, ч. 1

Вопрос: В Интернете очень мало информации по жестовым языкам (я имею в виду не невербальную семиотику, а языки глухих), я так и не смог разобраться в некоторых вопросах...
Как вообще устроены ЖЯ? Я имею в виду грамматику. Например, синтаксис — какой он? <...>

Вадим Фомин, Кемерово, 9 класс

Ответ:
Грамматика в ЖЯ несомненно есть, и во многом она похожа на грамматики «звуковых» языков, хотя есть и заметные отличия... Подробнее


13.11.2011

Оба сверстники

Вопрос: Задание из конкурса «Русский медвежонок»«Сравнивая двух футбольных тренеров — Гуса Хиддинка и Дика Адвоката, — телекомментатор сказал: "Оба известные специалисты, оба одержали немало побед, оба голландцы, оба сверстники". Какое выражение комментатора неправильно с точки зрения русского языка?» <...>
Правильный ответ тут "оба сверстники". Но почему? Интуитивно предполагаю, что надо было употребить ровесники. <...> 

Евгений Бикмаев, Астрахань, 10 класс    

Ответ: Ваше предположение, что ответ не подходит из-за слова сверстники и его надо заменить словом ровесники, неверно. Дело тут в употреблении слова оба. Подробнее


25.10.2011

Джульетта в Германии

Вопрос: Джульетта в немецкой версии произведения зовется Юлией. Когда я спросила о причинах этого явления, мне сказали, что звук [ʒ] в немецком языке отсутствует как таковой. Правда ли это и, если да. то почему это так?  
Татьяна, Москва, 10 класс   

Ответ: Адаптация иноязычных имён собственных и вообще заимствований может происходить по-разному. Есть две основные стратегии... Подробнее


19.10.2011

Ареальная лингвистика

Вопрос: Что исследует ареальная лингвистика, и где в России занимаются ею? 
Алиса Козлова, Новосибирск, 11 класс  

Ответ: Ареальная лингвистика — раздел лингвистики, изучающий языковые ареалы и географическое распространение языковых явлений. Языковой (лингвистический) ареал — это территория, на которой... Подробнее


11.10.2011

Изменения и развитие языка

Вопрос: При рассмотрении исторического процесса употребляются термины "изменения" и "развитие". Являются ли они синонимами? в чем их отличие? заранее благодарю.
Зуева, Пыть-Ях, 11 класс 

Ответ: Язык меняется, и это можно считать его фундаментальным свойством. Поэтому совершенно корректно и правильно говорить об изменениях в языке. В слове «развитие», по-видимому, заложена идея прогресса, движения вперед, изменений, последовательно ведущих к какой-то цели... Подробнее


01.07.2011

Никто не пришёл — и все не пришли

Вопрос: Давно интересует такой вопрос: если "никто" значит "0 человек", то почему во фразах "никто не пришёл", "никто не сделал" данное слово означает "все" ("все не пришли", "все не сделали")? На уроках русского языка учитель использовала формулировку "усиливает отрицание", но я не понимаю её связи с конкретным значением слов.
Никита Змановский, Тюмень, 8 класс

Ответ: Такое отрицание, как в русском, используется в большинстве языков мира, но оно не очень широко распространено в западноевропейских языках, с которыми мы чаще всего сталкиваемся. Однако...
Подробнее


14.06.2011

Снова о слогах

Вопрос: Как правильно разделить слово библиотека по слогам? Биб-ли-о-те-ка или би-бли-о-те-ка?
Александр Ковылин, Волгоград

Ответ: Слово библиотека лучше делить на слоги как би-бли-о-те-ка. Но вообще-то Вы подняли очень интересный и сложный вопрос, о котором стоит поговорить поподробнее.
Подробнее


20.04.2011

Слоги и стулья

Вопрос: Брат ходит на занятия в подготовительный класс. На уроке учительница объясняла слоги. Детям было предложено слово СТУЛ. Учительница утверждала, что в этом слове 2 слога: СТУ-Л. Я знаю, что звук "л" сонорный, но неужели он в этом слове является еще и слогообразующим? Насколько я помню, в школе всегда учили, сколько гласных в слове, столько и слогов, получается, что это не всегда так?
Георгий Садофьев, Ивантеевка

Ответ: Говоря про слово стул, учительница ошиблась: в нём только один слог. Но вообще...
Подробнее


04.04.2011

Бабушка и бабочка

Вопрос: Являются ли слова "бабушка" и "бабочка" родственными? Пожалуйста, ответьте поподробнее.
Саша Переведенцева, Новосибирск, 1 класс.

Ответ: Предположив общее происхождение слов бабушка и бабочка, Вы оказались правы. Однако ... Подробнее


27.03.2011

Фразеологические словари

Вопрос: Какие фразеологические словари являются наиболее авторитетными и доступными?
Марина Ермолова

Ответ: Есть некоторое количество достаточно хороших словарей, имеющих свои сильные и слабые стороны...
Подробнее


20.03.2011

Долгота гласных. Звуки не в полости рта

Вопрос: Здравствуйте. У меня накопилось много вопросов по фонетике:
2. Почему мы не различаем долготу и краткость звука в некоторых языках?
3. Есть ли языки, в которых используются звуки, производимые не в полости рта?

Павел Новичков, 7 класс, Москва
(первый вопрос в предыдущем Ответе эксперта)

Ответ: 2. Лингвистика пока не умеет отвечать на вопрос о том, почему в одних языках какие-то явления есть, а в других нет. Но...
Подробнее


07.03.2011

«Неразвитые» языки и сложные звуки

Вопрос: Здравствуйте. У меня накопилось много вопросов по фонетике:
1. Почему в языках "неразвитых" в культурном плане народов часто бывают сложные звуки (щёлкающие, цокающие)? Ведь их языки по идее должны быть проще.

Павел Новичков, 7 класс, Москва

Ответ: Нет оснований считать, что какие-то языки устроены более примитивно, чем другие...
Подробнее


21.02.2011

Какой язык легче?

Вопрос: Скажите по каким критериям сравнивают языки по сложности. Учителя говорят например: английский легче русского или немецкий один из самых легких языков.
Лезликова Мария, Солнечногорск, 8 класс.

Ответ: Прежде чем ответить на Ваш вопрос, надо уточнить, что мы будем понимать под «сложностью» языка ...
Подробнее


14.02.2011

Категория состояния - часть речи?

Вопрос: Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?
Никита Паничев, Вологда, 7 класс.

Ответ: К сожалению, на этот вопрос нет простого и однозначного ответа. С одной стороны, ...
Подробнее


06.02.2011

Лингвистика и родной язык

Вопрос: Как вы думаете, изучение лингвистики делает ли студента более искушенным носителем родного языка? Например, лучшим писателем, или поэтом, более внимательным читателем, более убедительным оратором и т.п.
Толгат, Москва, 11 класс.


Ответ: Изучая лингвистику, студенты начинают гораздо более осознанно относиться к тому, как они говорят...
Подробнее


31.01.2011

По душам о наречиях

Вопрос: Почему некоторые наречия, произошедшие от существительных с предлогом, пишутся слитно, а некоторые - раздельно? Например: посередине, поистине / по нутру, по душам.
Анна Финько, 7 класс, Москва.

Ответ:
Слитное и раздельное написание наречий — одна из самых сложных тем в русской орфографии...
Подробнее


23.01.2011

Знаки препинания — взять и отменить?

Вопрос: Добрый день! Читая книгу Саши Соколова "Школа для дураков" столкнулась с очень интересным явлением: две-три страницы написаны совершенно без знаков препинания, одним большим предложением. Можно ли это назвать какой-либо стилистической фигурой?
Екатерина Степанянц, Москва, 10 класс

Ответ: Скорее всего, общепринятого термина не существует. Однако мне захотелось дать комментарий к Вашему вопросу ...
Подробнее


16.01.2011

Сербский и русский: что общего?

Вопрос: Когда я ездила с родителями в Черногорию, я удивилась редкостной схожести сербского языка с русским: почти все слова мне были понятны. Однако слушая украинский или белорусский, я почти ничего не понимаю. Откуда столь тесные связи с Сербией и Черногорией?
Юля, Москва, 8 класс.


Ответ: Удивляясь тому, что сербский/черногорский язык Вам понятен лучше, чем украинский и белорусский, Вы совершенно справедливо отмечаете, что это не укладывается в традиционные представления о родстве языков. Однако ...
Подробнее


26.12.2010

Язык и культура

Вопрос: Скажите,существуют ли исследования на тему, как язык влияет на культуру и мировоззрение касательно других народов, не только хопи у Уорфa. И сущeствуют ли <тaблицы>, кaк и что нa что влияeт?
Александр Ардашев, Ростов-на-Дону

Ответ: Исследования на эту тему ведутся уже давно. Например, ... Подробнее


06.12.2010

С акцентом или без?

Вопрос: Скажите,а почему надо говорить без акцента?
Лида, 5 класс

Ответ: Наличие акцента показывает, что язык, на котором человек говорит, для него не родной и то, что он им овладел не в полной мере. Тем не менее решительно утверждать, что надо говорить без акцента, я бы не стал... Подробнее


14.11.2010

Прикладная лингвистика

Вопрос: 1. Чем занимаются прикладные лингвисты? Какие реальные задачи перед ними ставятся?
2. Какие направления существуют в прикладной лингвистике?
Соня Левченко, 9 класс, Москва

Ответ: Прикладная лингвистика — это область деятельности, в которой наука лингвистика используется в практических целях. Эти цели могут быть самыми разными ...
Подробнее


06.11.2010

Омонимы или нет?

Вопрос: В школьном учебнике встретился с отрывком стихотворения Я. Козловского:
Жалили куда попало,
Им за это и попало.


Тема урока была омонимы. У меня такой вопрос: в первой строчке стиха слово «попало» глагол? Если нет, то какой части речи? Ведь если да, то эти два слова полные омонимы, а если нет, то омоформы.
Роман Бежан, 10 класс, Душанбе.

Ответ: В абсолютном большинстве словарей два употребления слова попало из приведённого стихотворения расцениваются как разные значения глагола попасть. Однако ...
Подробнее


03.10.2010

Можно ли так сказать?

Вопрос: 1. Скажите, пожалуйста, правильно ли следующее словоупотребление <...> - "Шлейф ажурный тянется стократ"? <...>
2. Скажите, пожалуйста, правильно ли следующее словоупотребление - "В пальцах тонкоруких шелестит"?
Заранее спасибо за ответ.
Максим, Москва, 11 класс.


Ответ: В обычном языке приведённые Вами словоупотребления неправильны или бессмысленны. Однако, судя по Вашим примерам, речь идет о двух строчках из стихотворения. Поэтому, мне кажется, Ваш вопрос нужно переформулировать, и вместо «Правильно ли это по-русски?» спросить «Можно ли так написать в стихотворном тексте?» ...
Подробнее


19.04.2010

Зачем школьникам лингвистика?

Вопрос: Добрый день! Скажите, пожалуйста, зачем школьникам нужна лингвистика?
Юлия Храмцова, Нижневартовск, 5 курс

Отвечает кандидат филологических наук, преподаватель кафедры древних языков Института лингвистики РГГУ Владимир Владимирович Файер:

Ответ: Отчасти на Ваш вопрос отвечает текст «Введение в лингвистику», но мне хочется поделиться с Вами своими собственными мыслями по этому поводу...
Подробнее


12.04.2010

Кем работают лингвисты

Вопрос: Извините, у меня, наверное, глупый вопрос. А кем я смогу работать после того, как отучусь на лингвиста?
Егор Астафьев, Москва, 10 класс.

Отвечает кандидат филологических наук, преподаватель кафедры древних языков Института лингвистики РГГУ Владимир Владимирович Файер:

Ответ: На нашем сайте есть текст «Введение в лингвистику», который отчасти отвечает на Ваш вопрос. Но мне захотелось написать Вам немного подробнее...
Подробнее


05.04.2010

Раздельно не страшно

Вопрос: Добрый день! Есть вопрос, на который никто не может дать ответ. Почему во фразе «упасть не страшно — страшно не встать» частица НЕ со словом СТРАШНО пишется раздельно?
Людмила Шпак

Отвечает кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Елена Владимировна Муравенко:

Ответ: В этой фразе слово страшно является не наречием образа действия, выполняющим роль обстоятельства, а наречием-предикативом, выполняющим роль сказуемого...


Подробнее


23.03.2010

Русская интонация

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какое место в системе языка занимает интонация, есть ли более широкое её объяснение, по сравнению с тем, что даётся в школе? Ведь, например, в русском языке, по-разному произнеся одну фразу, можно получить почти противоположные смыслы...
Екатерина Ставрова, Москва, 10 класс

Отвечает доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Владимирович Князев:

Ответ: Интонацией обычно называется объединение при помощи фонетических средств мелких языковых единиц (слов) в синтагмы, то есть более крупные, обладающие той или иной степенью смысловой завершённости отрезки, и фразы (предложения)...
Подробнее


03.03.2010

Менск и Росея

Вопрос: Каково происхождение вариантов ‘Менск’ (в тарашкевице) и ‘Расея’ (кажется, есть у Есенина)? Какие ещё есть слова в славянских языках с подобными вариантами (лит. ‘и’/ диал. ‘е’)?

Виталий Павленко, Москва, 11 класс.

Отвечает доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Аркадьевна Галинская:

Ответ: Появление звука [е] в слове Менск в одном из двух вариантов литературной нормы белорусского языка (в так называемой тарашкевице) и в народном названии Росéя (в акающем произношении — Расéя) объясняется разными причинами...
Подробнее


10.02.2010

Ударение в русских глаголах

Вопрос: Мы готовились к ЕГЭ, и учительница сказала мне, что ставить ударение вклЮчит неправильно. Так говорю и я, и мои родители. Почему это неправильно?
Николай Воробьёв, Москва, 10 класс.


Отвечает Александр Пиперски:

Ответ: Если Вы не знаете точно, как произносится то или иное русское слово…

Подробнее


15.12.2009

Старославянский, древнерусский и церковнославянский язык

Вопрос: Здравствуйте! Меня уже давно интересует вот какой вопрос: в моём учебнике по истории упоминаются старославянский, древнерусский и церковнославянский язык. Это всё одно и то же или разные вещи?
Сергей Стариков, Новосибирск, 9 класс


Отвечает доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Аркадьевна Галинская:

Ответ: Древнерусский язык – это непосредственный предок современного русского языка. Он был живым, разговорным, языком Древней Руси и составлял восточнославянскую ветвь древних славянских диалектов.

Подробнее



Вопросы 1 - 40 из 40
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.



© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2019