Лингвистика для школьников

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

23.05.2019

Последнее занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Антон Сомин
Командная лингвистическая задача

Новости

16.05.2019

Факультатив по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Фёдор Голосов
Актантные деривации: какие бывают залоги?
подробнее

25.04.2019

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Светлана Алыпова
Романские языки
подробнее

Все новости

Знаки препинания — взять и отменить?

К сожалению, с 2013 года раздел "Вопрос эксперту" закрыт.

23.01.2011

Знаки препинания — взять и отменить?

Вопрос: Добрый день! Читая книгу Саши Соколова "Школа для дураков" столкнулась с очень интересным явлением: две-три страницы написаны совершенно без знаков препинания, одним большим предложением. Можно ли это назвать какой-либо стилистической фигурой?
Екатерина Степанянц, Москва, 10 класс

Отвечает кандидат филологических наук, преподаватель кафедры древних языков Института лингвистики РГГУ Владимир Владимирович Файер:

Ответ: Дорогая Екатерина!

Я не знаю, как назвать этот художественный приём; скорее всего, общепринятого термина не существует, как и для множества разнообразных приёмов в современной литературе. Однако мне захотелось дать комментарий к Вашему вопросу.

Прежде всего, подчеркну, что мы имеем здесь дело с графическим явлением, со способом оформления текста (подобно курсиву или скобкам в этой моей фразе). «Фигурами» же или «фигурами красноречия» ещё с античности назывались художественные приёмы, относящиеся к построению мысли (например, гипербола, антитеза) или к словесному её выражению (например, инверсия, эллипсис).

Игры литераторов с графическим представлением своих текстов — сравнительно недавнее явление. Пунктуации современного типа в европейской литературе античности и средневековья не существовало, да и других графических игр с текстом почти не было. В ХХ веке всё изменилось: многие поэты, пишущие на разных языках, обходятся без знаков препинания. Среди причин могут называть «освобождение» поэзии от сковывающих правил, сохранение множественности прочтений текста или несоответствие пунктуации богатству поэтической интонации. В повести «Школа для дураков» Саши Соколова мы имеем дело с другим случаем: часть текста написана со знаками препинания, часть — лишена точек и запятых. Этот прием играет важную роль в произведении. Повествователь находится в постоянном внутреннем диалоге, пожалуй, страдает раздвоением личности, и эти личности читателю трудно разделить. В те моменты, когда два этих повествователя уже совершенно смешиваются, не прерывая диалога, писатель вообще отказывается от знаков препинания.

Получается, что отказ от знаков препинания помогает передать поток сознания — приём, который часто встречается в литературе с конца XIX века — например, в «Улиссе» Джеймса Джойса или в «Шуме и ярости» Уильяма Фолкнера. Я вспомнил эти произведения потому, что в книге Фолкнера повествование ведётся от лица умственно неполноценного персонажа, а в романе Джойса целые страницы лишены знаков препинания. На фоне этих текстов, изданных в 1920-е годы, некоторые художественные приемы в повести «Школа для дураков» (впервые опубликована в 1976 г.) выглядят не так уж оригинально. Однако это не умаляет достоинств замечательного произведения Саши Соколова.


Назад



© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2019