Лингвистика для школьников

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

Новости

23.05.2019

Последнее занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Антон Сомин
Командная лингвистическая задача
подробнее

16.05.2019

Факультатив по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Фёдор Голосов
Актантные деривации: какие бывают залоги?
подробнее

Все новости

Тяжело в учении

К сожалению, с 2013 года раздел "Вопрос эксперту" закрыт.

04.02.2012

Тяжело в учении

Вопрос: Скажите пожалуйста, сложно ли учиться на лингвиста? И нужно ли будет в институте изучать углубленно 2 языка? Или все-таки можно будет выбрать только один из двух, который будет углубленно изучаться?
Елизавета Крюкова, Тамбов, 11 класс


На вопрос ответил Антон Александрович Сомин, студент пятого курса Института лингвистики РГГУ, преподаватель лингвистики школы № 179 г. Москвы.


Ответ: Здравствуйте, Елизавета!

Для начала я хотел бы уточнить: в связи с Болонским процессом и переходом на систему бакалавриат/магистратура, «бакалавриатом по лингвистике» в университетах стали называть не то, что мы имеем в виду под лингвистикой на нашем сайте (то есть языкознание, языковедение, науку о всех языках Земли и человеческом Языке как явлении — подробнее здесь), а то, что раньше называлось «Перевод и переводоведение».

Поэтому если Вы в своём вопросе подразумеваете под «лингвистикой» изучение иностранных языков и умение переводить, то это не специфика нашего сайта. В разных университетах образовательный процесс устроен по-разному, но чаще всего переводчики действительно учат два языка: один основной, который изучается углублённо, и один дополнительный. Хотя некоторые вузы могут обучать двум языкам одинаково глубоко.

Что же касается той лингвистики, о которой мы говорим на нашем сайте, то ей можно учиться в рамках бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика». И снова, образовательные процессы разных вузов различаются, но чаще всего у студентов есть основной язык, который изучается углублённо и сопровождается разными дополнительными курсами, связанными с этим языком, и второй язык, который изучается меньше (и меньше занятий в неделю, и меньше срок изучения). Так, например, устроена учебная программа в РГГУ и МГУ.

Однако самое важное, что я бы хотел отметить, следующее: для лингвиста-языковеда знание иностранных языков — не главное. И хотя иностранным языкам студентов-лингвистов тоже серьёзно обучают, значительно большее внимание на бакалавриате ФиПЛ уделяется курсам по общей теории языка: фонетике, морфологии, синтаксису, семантике, лингвистике текста и т. п. На этих занятиях изучают фонетику или грамматику не какого-то одного конкретного языка, а — ни много ни мало — всех языков Земли! Как вообще может быть устроена грамматическая система языка, какие звуки бывают в языках, а каких не может быть в принципе, что общего в разных языках и как языки можно сравнивать между собой — это те вопросы, ответы на которые узнают студенты-лингвисты в учебных аудиториях.

Сложно ли учиться на лингвиста? Я бы ответил так: сложности испытывают те, кто попадает на ФиПЛ в надежде стать переводчиком и просто выучить один-два иностранных языка. Им не интересна общая теория языкознания и даже прикладная лингвистика, а учить то, что тебе не интересно и не нужно, разумеется, очень сложно. Для тех же, кто поступал на ФиПЛ осознанно, зная, что это такое и о чём будет вестись речь на занятиях, это обычно безумно интересно. А когда интересно, тогда и любые сложности по плечу.

Безусловно, в начале учёбы трудно, ведь нужно выучить огромное количество разных, на первый взгляд не связанных друг с другом, фактов: какие языки родственны между собой, а у каких нет родственников, где говорят на тамильском языке, а где — на верхнелужицком, в каких языках только десять согласных, а в каких их больше шестидесяти и т. п. Но со временем механическое накопление фактов превращается в осознание и понимание общей системы. И вот когда из кусочков начинает складываться мозаика, то учиться становится намного легче, а студент постепенно превращается в профессионального лингвиста.


Назад



© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2019