Лингвистика для школьников

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

Новости

02.08.2019

Подведены итоги XVII Международной олимпиады по лингвистике

В Южной Корее завершилась XVII Международная олимпиада по лингвистике. Восемь российских школьников завоевали 15 медалей! подробнее

23.05.2019

Последнее занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Антон Сомин
Командная лингвистическая задача
подробнее

Все новости

Изменения и развитие языка

К сожалению, с 2013 года раздел "Вопрос эксперту" закрыт.

11.10.2011

Изменения и развитие языка

Вопрос: При рассмотрении исторического процесса употребляются термины "изменения" и "развитие". Являются ли они синонимами? в чем их отличие? заранее благодарю.
Зуева, Пыть-Ях, 11 класс  
На вопрос ответил Максим Анисимович Кронгауз, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ:   

Ответ: Уважаемый читатель! Вы задали очень интересный и важный вопрос, на который нет однозначного ответа. Язык меняется, и это можно считать его фундаментальным свойством. Поэтому совершенно корректно и правильно говорить об изменениях в языке.

В слове «развитие», по-видимому, заложена идея прогресса, движения вперед, изменений, последовательно ведущих к какой-то цели. Это слово может использоваться лингвистами, которые верят, что язык не просто меняется, но движется к некой цели, обновляется и улучшается.

Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что сегодня в лингвистике преобладает мнение о том, что ни прогресса, ни деградации нет. Однако существуют лингвисты, уверенные в обратном, и их позиция не бессмысленна. Ведь мы можем говорить о пополнении лексикона, о приспособлении языка к новой реальности, к новым условиям коммуникации и т.п., что естественно рассматривать как улучшение. Можем мы говорить и о распаде терминологии, уменьшении сферы коммуникации на данном языке, постепенном умирании, и для этого используются слова с отрицательной оценкой, например, «регресс» или даже «деградация». Проблема в том, что иногда одно и то же явление получает противоположные оценки. Например, поток заимствований кем-то оценивается резко отрицательно («порча» и «деградация»), кем-то положительно («пополнение лексики»), то есть нет четких научных и рациональных, а не эмоциональных, критериев.

Впрочем, возможно и менее точное и принципиальное употребление слова «развитие», а именно как синонима слова «изменение», в частности, из-за стилистических соображений (чтобы избегать повтора одного и того же слова).


Назад



© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2019