Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

Новости

23.05.2019

Последнее занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Антон Сомин
Командная лингвистическая задача
подробнее

16.05.2019

Факультатив по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Фёдор Голосов
Актантные деривации: какие бывают залоги?
подробнее

Все новости

Конкурс мини-рецензий

Подведены итоги конкурса мини-рецензий, который проводился на нашем сайте в течение учебного года!

Победителями конкурса стали Никита Змановский (Тюмень, 9 класс) и Евгений Бикмаев (Астрахань, 10 класс), которые получат от Совета сайта книжные призы. Мы публикуем их рецензии на сайте и поздравляем победителей!

Рецензия на книгу:
Л. В. Сахарный. К тайнам мысли и слова
М.: Просвещение, 1983
(скачать)
Никита Змановский

Что такое язык? Чем он отличается от речи? С объяснения «зигзагов современной лингвистики» начинается книга инициатора психолингвистических исследований в СССР Л. В. Сахарного.

Эта книга в доступном для любого школьника стиле рассказывает о связях лингвистики и психологии, о развитии психологизма в языкознании, о практических перспективах психолингвистических исследований.

Во второй части книги автор знакомит читателя с миром речи, «неправильным» и «ненормальным, полным необычайных загадок». Может ли ребёнок говорить на любом языке мира? В чём лингвистика помогает медицине? Как связаны разные зоны головного мозга с речью? Какая детская игра является серьёзным методом психолингвистического исследования? «В поисках новых фактов» автор ставит эти вопросы перед читателем.

В третьей части книги — «Механизмы речи в действии» — Л. В. Сахарный не обходит стороной и сам процесс коммуникации — общения между говорящим и слушающим. Он расскажет, зачем любому высказыванию цель, почему синонимия и антонимия — это «две стороны одной медали», каковы основные законы речи и как часто мы пытаемся предугадать речь собеседника.

Одним словом (о «свёртывании текста» тоже можно узнать из этой книги), «К тайнам мысли и слова» содержит не только азы психолингвистики, но скрывает в себе такие проблемы, которые будут интересны любому увлечённому психологией или лингвистикой школьнику. Я думаю, автор этой книги был бы невероятно рад, если бы его произведение стало первым шагом на длинном пути научного поиска.

P.S. К сожалению, данная книга последний раз издавалась в 1983 году, поэтому в книжных магазинах её, разумеется, не найти. Автор данной рецензии имел возможность ознакомиться с ней лишь в Тюменской областной научной библиотеке имени Д. И. Менделеева.



Рецензия на книгу:
С. И. Львова. Русский язык (5–11 классы): Лингвистические игры
М.: Эксмо, 2008
Евгений Бикмаев

Эта книга появилась в моей жизни случайно. Пробегая глазами по корешкам самых разных книг, я увидел с детства чарующие меня слова: «лингвистические игры». Я всегда мечтал о такой книге и поэтому сразу протянул к ней руку.

Она нетолстая, неяркая, с серыми листами, безо всяких иллюстраций (кроме ребусов). Я давно обратил внимание, что все содержательные книги выглядят незаметными на фоне дорогих, годных только для сувенира. А богатое содержание присуще обычно скромным книгам.

Хочу подробно описать это содержание. Словесными играми увлекаюсь с детства: решаю и составляю. И все они собраны в этой книге. Анаграммы, палиндромы, шарады, - каждому виду игры отведена глава, которая начинается с описания сути игры и языкового явления, лежащего в её основе, затем следуют упражнения по данной игре. В целом, книга ориентирована как на учителей, так и на учеников 5-11 классов. Всего в книге около 750 заданий почти в 40 главах. Отдельное преимущество книги в том, что в ней представлены не только языковые явления, закрепившиеся в нашем сознании как игры, но и прочие любопытные аспекты русского языка: слова-гиганты или морфемная модель слова. Книга также содержит ответы на большинство упражнений, что очень приятно новичку, затрудняющемуся ответить.

Я решал занимательные языковые задачи всё свободное время и даже завёл тетрадь своих решений на память. С этой книгой я готовил выступление о словесных играх в своей школе. В результате я получил колоссальное удовольствие от общения с книгой.
© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2019