Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

Новости

25.05.2017

Заключительное занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Антон Сомин
Лингвистика в играх
подробнее

18.05.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Наталья Петрова
Препарируя сказку: введение в структурную фольклористику
подробнее

Все новости

Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз

semiotika.jpgГ.Е.Крейдлин, М.А.Кронгауз.
Семиотика, или азбука общения.

Москва, «Флинта», «Наука», 2009.

«На почте продаются марки — почтовые знаки. Вам незаметно подмигнул приятель — подал знак. Машет руками — делает знак, чтобы вы подошли. Учитель кивает головой — в знак одобрения. Первого сентября школьники дарят учителям цветы — в знак признательности и уважения. Черное платье и черная вуаль — знаки траура. Белый флаг в руках солдата — знак перемирия или поражения.
Молодой человек предлагает девушке выйти за него замуж, а она молчит. Значит, согласна? Ведь молчание — знак согласия».

Впервые мы представляем книгу не одного, а двух замечательных авторов.
Григорий Ефимович Крейдлин и Максим Анисимович Кронгауз — известные лингвисты, авторы монографий, преподаватели Института лингвистики РГГУ. Их «экспериментальное учебное пособие для учащихся 5-7 классов» вот уже который раз переиздается, и вот уже который раз подтверждается успех их эксперимента. Заглянем внутрь этой книги.

Чтобы построить деревянный дом, нужны инструменты: топор, пила, рубанок и так далее. Чтобы написать статью, нужны инструменты: компьютер, печатная машинка или карандаш. А для того, чтобы общаться, чтобы понимать друг друга, тоже нужны инструменты. И наш язык — это один из таких инструментов общения. Есть и другие «языки»-инструменты: «язык жестов», «язык программирования», «язык танца» и так далее.
Естественный язык, на котором говорим мы с вами, — это сложная система знаков, и в книге он сравнивается с такими знаковыми системами, как язык регулировщиков или язык спортивных судей, или системой дорожных знаков. Загадочный термин «семиотика» в названии книги — это и есть «наука о знаках и знаковых системах».

Впрочем, как пишут авторы в начале рассказа, если вы не поняли определения того, что такое семиотика, «ничего страшного, так и должно быть. Прочитайте эту книгу и вернитесь к определению. Стало ли понятно? Если да, значит, мы не зря ее написали. Если нет, значит, зря».
 
Книга эта, хоть и названа «пособием для школьников», даже отдаленно не напоминает скучный учебник. В ней множество историй (об азбуке Брайля, о том, как составляется икебана, о братьях наших меньших, о черных парусах и известных алмазах и многие другие), а кроме историй, в книге собрано много задач и заданий (для задач в конце книги приводятся ответы).

И, конечно, рисунки: жестикулирующие люди, таинственные пляшущие человечки Шерлока Холмса, регулировщики, жетоны для говорящих обезьян, деньги, эмоции. Немало задач в книге составлено именно по рисункам.

В такой непринужденной манере описываются сложные понятия: что такое знаки, как они создаются, какими они бывают: простыми и сложными, самостоятельными и несамостоятельными, зрительными, слуховыми, переменными и постоянными и т.д.

В каждой главе читатель найдёт ответы на множество интересных вопросов. Например, почему и зачем люди иногда запрещают общение на естественном языке? Что дает человеку «возможность разговаривать как бы с самим собой, но живущим как бы в другом времени»? Какие пять видов смеха выделяют японцы? Какой цвет, по мнению древних греков, защищал от всех опасностей? Какие знаки и почему являются ложными друзьями переводчика? Какой народ в знак приветствия трется носами? Как называются жесты-дразнилки в разных языках? Как числа становятся в культуре знаковыми?

Очень привлекает большое количество примеров из художественной литературы. Особенно много в книге стихов. «В поэтической форме человеческую способность означивать цвет удачно выразил грузинский поэт Нико Бараташвили, чье стихотворение  перевел на русский язык Борис Пастернак»:
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас:
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.
Это цвет моей мечты,
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий, негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый, синий дым
Мглы над именем моим.
А вот примеры заданий и задач.

Задания.

— Придумайте знаки, которые можно использовать в ситуации, когда нельзя разговаривать. Допустим, вы шпион...

— Попробуйте показать в игре в шарады такие фразы: Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперед; Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня; Карл у Клары украл кораллы.
(напоминаем правила игры в шарады: игрок должен показать фразу при помощи жестов; при этом ему запрещается говорить, писать в воздухе буквы и т.п.).

Задачи.

— За фразой Детям врать нельзя скрываются два разных смысла. Найдите эти два смысла и укажите, как можно избавиться от омонимии.

— Что означает букет к свадьбе, составленный из веток сосны, листьев бамбука, хризантемы и орхидеи?

— Названия многих грибов и ягод связаны с цветом. Вспомните их.

А задачи про страну Тухляндию и шутливые ребусы, как и остальные задачи и задания, вы увидите в самой книге.


Ольга Подлесская


Назад

© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2017