Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

09.12.2017

Олимпиада-многоборье «Индоевропейский пентатлон»

5 часов на 5 древних языков для школьников 7-11 классов.
Предварительное знакомство с языками не требуется!

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017

Новости

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017
подробнее

16.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Екатерина Колос
Полевая лингвистика, или как составить описание языка, ни разу на нём не поздоровавшись
подробнее

Все новости

Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз

semiotika.jpgГ.Е.Крейдлин, М.А.Кронгауз.
Семиотика, или азбука общения.

Москва, «Флинта», «Наука», 2009.

«На почте продаются марки — почтовые знаки. Вам незаметно подмигнул приятель — подал знак. Машет руками — делает знак, чтобы вы подошли. Учитель кивает головой — в знак одобрения. Первого сентября школьники дарят учителям цветы — в знак признательности и уважения. Черное платье и черная вуаль — знаки траура. Белый флаг в руках солдата — знак перемирия или поражения.
Молодой человек предлагает девушке выйти за него замуж, а она молчит. Значит, согласна? Ведь молчание — знак согласия».

Впервые мы представляем книгу не одного, а двух замечательных авторов.
Григорий Ефимович Крейдлин и Максим Анисимович Кронгауз — известные лингвисты, авторы монографий, преподаватели Института лингвистики РГГУ. Их «экспериментальное учебное пособие для учащихся 5-7 классов» вот уже который раз переиздается, и вот уже который раз подтверждается успех их эксперимента. Заглянем внутрь этой книги.

Чтобы построить деревянный дом, нужны инструменты: топор, пила, рубанок и так далее. Чтобы написать статью, нужны инструменты: компьютер, печатная машинка или карандаш. А для того, чтобы общаться, чтобы понимать друг друга, тоже нужны инструменты. И наш язык — это один из таких инструментов общения. Есть и другие «языки»-инструменты: «язык жестов», «язык программирования», «язык танца» и так далее.
Естественный язык, на котором говорим мы с вами, — это сложная система знаков, и в книге он сравнивается с такими знаковыми системами, как язык регулировщиков или язык спортивных судей, или системой дорожных знаков. Загадочный термин «семиотика» в названии книги — это и есть «наука о знаках и знаковых системах».

Впрочем, как пишут авторы в начале рассказа, если вы не поняли определения того, что такое семиотика, «ничего страшного, так и должно быть. Прочитайте эту книгу и вернитесь к определению. Стало ли понятно? Если да, значит, мы не зря ее написали. Если нет, значит, зря».
 
Книга эта, хоть и названа «пособием для школьников», даже отдаленно не напоминает скучный учебник. В ней множество историй (об азбуке Брайля, о том, как составляется икебана, о братьях наших меньших, о черных парусах и известных алмазах и многие другие), а кроме историй, в книге собрано много задач и заданий (для задач в конце книги приводятся ответы).

И, конечно, рисунки: жестикулирующие люди, таинственные пляшущие человечки Шерлока Холмса, регулировщики, жетоны для говорящих обезьян, деньги, эмоции. Немало задач в книге составлено именно по рисункам.

В такой непринужденной манере описываются сложные понятия: что такое знаки, как они создаются, какими они бывают: простыми и сложными, самостоятельными и несамостоятельными, зрительными, слуховыми, переменными и постоянными и т.д.

В каждой главе читатель найдёт ответы на множество интересных вопросов. Например, почему и зачем люди иногда запрещают общение на естественном языке? Что дает человеку «возможность разговаривать как бы с самим собой, но живущим как бы в другом времени»? Какие пять видов смеха выделяют японцы? Какой цвет, по мнению древних греков, защищал от всех опасностей? Какие знаки и почему являются ложными друзьями переводчика? Какой народ в знак приветствия трется носами? Как называются жесты-дразнилки в разных языках? Как числа становятся в культуре знаковыми?

Очень привлекает большое количество примеров из художественной литературы. Особенно много в книге стихов. «В поэтической форме человеческую способность означивать цвет удачно выразил грузинский поэт Нико Бараташвили, чье стихотворение  перевел на русский язык Борис Пастернак»:
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас:
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.
Это цвет моей мечты,
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий, негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый, синий дым
Мглы над именем моим.
А вот примеры заданий и задач.

Задания.

— Придумайте знаки, которые можно использовать в ситуации, когда нельзя разговаривать. Допустим, вы шпион...

— Попробуйте показать в игре в шарады такие фразы: Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперед; Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня; Карл у Клары украл кораллы.
(напоминаем правила игры в шарады: игрок должен показать фразу при помощи жестов; при этом ему запрещается говорить, писать в воздухе буквы и т.п.).

Задачи.

— За фразой Детям врать нельзя скрываются два разных смысла. Найдите эти два смысла и укажите, как можно избавиться от омонимии.

— Что означает букет к свадьбе, составленный из веток сосны, листьев бамбука, хризантемы и орхидеи?

— Названия многих грибов и ягод связаны с цветом. Вспомните их.

А задачи про страну Тухляндию и шутливые ребусы, как и остальные задачи и задания, вы увидите в самой книге.


Ольга Подлесская


Назад

© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2017