Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

09.12.2017

Олимпиада-многоборье «Индоевропейский пентатлон»

5 часов на 5 древних языков для школьников 7-11 классов.
Предварительное знакомство с языками не требуется!

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017

Новости

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017
подробнее

16.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Екатерина Колос
Полевая лингвистика, или как составить описание языка, ни разу на нём не поздоровавшись
подробнее

Все новости

ЛЛШ – 2007–2008

oblozhka_2007-08.jpgЛингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2007 и 2008.  / Ред.-сост. Е. В.  Муравенко, А. Ч. Пиперски, О. Ю. Шеманаева. — М.: Изд. МЦНМО, 2009. 488 стр.


В издательстве МЦНМО летом вышла очередная книга, посвящённая Летней лингвистической школе. Авторы этого замечательного проекта, объединяющего и детей, и взрослых лингвистов для лекций, семинаров, конкурсов и игр — М. А. Кронгауз и Е. В. Муравенко, преподаватели Института лингвистики РГГУ.

Лингвистические школы для детей во время школьных каникул проходили уже одиннадцать раз: 9 раз летом (в 1992, 1993, 1995, 1997 и 2005–2009 годах) и 2 раза зимой (в 1997 и 2004 годах). О школах публиковались заметки в газетах и журналах, в том числе в журналах «Итоги» и «Семья и школа», газетах «Новые известия» и «Русский язык» и в интернет-изданиях. В этих заметках были впечатления участников или гостей школ, информация об организации и расписании, самые необычные для авторов темы лекций и семинаров. Впервые все материалы одной школы (шестой) были собраны в книге Лингвистика для всех: Зимняя лингвистическая школа 2004. / Ред.-сост. Е. С. Абелюк и Е. В. Муравенко. М.: НИИРО, 2004.  
 
Новый сборник продолжает серию популярных учебных изданий по лингвистике. В нем представлены материалы двух Летних лингвистических школ (ЛЛШ), девятой и десятой: расписание, список преподавателей и призёров олимпиады, проводившейся на летней школе, тексты лекций и семинаров, задания конкурсов и ответы к ним.  
 
Занятия на школе посвящены как лингвистике, так и смежным наукам
литературоведению, текстологии, математике. Поэтому в перечне лекций античность соседствует с естественным языком в математике и физике, а рассказ о системах письма и магии чисел в языковой картине мира китайцев с анализом стихотворений и структуры русских волшебных сказок. В сборнике увлекательно рассказано о многих языках китайском, японском, английском, жестовом и, конечно, русском.  
 
Как говорят мужчины и женщины, почему китайцы любят дарить парные подарки, как лучше обратиться к незнакомцу на улице, как было написано первое письмо, что можно узнать из сказки, в чём разница между слухами и сплетнями на все эти вопросы вы найдёте ответы, прочитав эту книгу.  

Немаловажно, что на школе проводится летняя олимпиада по лингвистике, и задачи с подробным разбором тоже вошли в книгу. Летняя олимпиада состоит из трёх отдельных вариантов для 7–8-х, 9-х и 10-х классов
в них включены задачи, не использовавшиеся ранее ни на Московской традиционной олимпиаде, ни на кружке по лингвистике при РГГУ. Задания составлены на материале русского, древнерусского, албанского, древнееврейского, литовского, латышского, сербского, бретонского, японского языков. Одна из задач посвящена шрифту Брайля, предназначенному для слепых людей. Разумеется, знаний иностранных «экзотических» языков не требуется, все задачи можно решить, пользуясь логикой и находчивостью. 

На наши школы уже несколько раз приезжал с лекциями для школьников выдающийся учёный-лингвист, академик Андрей Анатольевич Зализняк. В сборнике вы сможете подробно познакомиться с мнением квалифицированного учёного о филологической мистификации Велесовой книге: «сколько-нибудь весомые лингвистические аргументы в пользу подлинности “Велесовой книги” просто отсутствуют».

Кроме лекций, семинаров и олимпиады, в школе проводились различные интеллектуальные игры, такие как «Интеллектуальный фейерверк» (ведущий И. А. Леенсон), «Эрудит-квартет» и «Что? Где? Когда?» (ведущий И. Б. Иткин), «Литературный маскарад» (ведущие Б. Л. Иомдин и О. Ю. Шеманаева), словесные игры со словарём Даля (ведущие Б. Л. Иомдин и О. Ю. Шеманаева), игры с английским языком (ведущие О. И. Виноградова и О. Ю. Шеманаева). В книге приведены условия игр и ответы, так что можно провести игру с друзьями, одноклассниками, родителями или сыграть самому и проверить себя по ответам.  
 
Попробуйте, например, ответить на такие вопросы из книги:  

• Почему когда-то на Руси детей начинали учить сначала буквам (при обучении грамоте), а потом уже цифрам (при обучении счёту), а не наоборот? («Интеллектуальный фейерверк»-2008);  
• Есть немало животных, названия которых отражают особенности их внешнего вида: утконос, носорог и т.п. А каких вы знаете животных, в названиях которых отражены особенности их образа жизни? Кратко опишите эти особенности («Интеллектуальный фейерверк»-2007);    
• Как образован псевдоним русского писателя первой половины XIX века Ореста Сомова, который подписывался Семен Осетров? (Олимпиада-2008);  
• Рассказывая о своих впечатлениях от первого дня, проведённого в школе, маленький Пэт, герой романа английского писателя Тони Парсонса, сообщает отцу, что всех учительниц в школе зовут одинаково. Назовите их короткое «имя» (Что? Где? Когда?);   
• Воспроизведите первую часть русской пословицы, заканчивающейся словами: «…есть дыра, будет и прореха» (Что? Где? Когда?)  
 
Надеемся, что когда мы проведём очередную Летнюю школу, мы вновь сможем выпустить сборник, посвящённый новым открытиям, новым рассказам о хорошо известных вещах и новым головоломкам, ребусам, задачам и конкурсам.

Сборник можно приобрести в книжном магазине при издательстве МЦНМО, магазине при РГГУ «У Кентавра» и других крупных книжных магазинах.

Книги, выпущенные издательством МЦНМО, выкладываются в Интернет для некоммерческого использования (материалы можно просматривать и печатать, но коммерческое использование — например, издание и продажа — требуют специального разрешения).

Ольга Шеманаева



Назад

© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2017