Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

09.12.2017

Олимпиада-многоборье «Индоевропейский пентатлон»

5 часов на 5 древних языков для школьников 7-11 классов.
Предварительное знакомство с языками не требуется!

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017

Новости

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017
подробнее

16.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Екатерина Колос
Полевая лингвистика, или как составить описание языка, ни разу на нём не поздоровавшись
подробнее

Все новости

ЛЛШ – 2005–2006

Декабрь 2009Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2005 и 2006.  / Ред.-сост. Е. В. Муравенко, О. Ю. Шеманаева. — М.: Изд.МЦНМО, 2008. – 440 стр.

Книга, вышедшая летом в издательстве МЦНМО, посвящена мероприятию, которое тоже проходит летом – лингвистической школе (подробнее об ЛЛШ смотри раздел нашего сайта). Авторы этого замечательного проекта, объединяющего и детей, и взрослых лингвистов для лекций, семинаров, конкурсов и игр — М. А. Кронгауз и Е. В. Муравенко, преподаватели Института лингвистики РГГУ.



Лингвистические школы для детей во время школьных каникул проходили уже десять раз: 8 раз летом (в 1992, 1993, 1995, 1997 и 2005–2008 годах) и 2 раза зимой (в 1997 и 2004 годах). О школах публиковались заметки в газетах и журналах, в том числе в журнале «Итоги», газетах «Новые известия» и «Русский язык». В этих заметках были впечатления участников или гостей школ, информация об организации и расписании, самые необычные для авторов темы лекций и семинаров. Впервые все материалы одной школы (шестой) были собраны в книге Лингвистика для всех: Зимняя лингвистическая школа – 2004. / Ред.-сост. Е. С. Абелюк и Е. В. Муравенко. М.: НИИРО, 2004.

Новый сборник продолжает серию популярных учебных изданий по лингвистике. В нем представлены материалы двух Летних лингвистических школ (ЛЛШ), седьмой и восьмой: расписание, список преподавателей и призеров олимпиады, проводившейся на летней школе, тексты лекций и семинаров, задания конкурсов и ответы к ним.

Занятия на школе посвящены как лингвистике, так и смежным наукам – литературоведению, текстологии, математике. Поэтому в перечне лекций античность соседствует с симметричностью в формулировке теорем, а рассказ об айнском языке – с разбором жанра комментария. В сборнике увлекательно рассказано о многих языках – айнском, японском, китайском, английском, жестовом, и, конечно, русском.

Как составляются словари, как создаются эмоциональные роботы, как правильно ахнуть и поклониться, какая картина мира стоит за анекдотами и жив ли еще русский язык – на все эти вопросы вы найдете ответы, прочитав эту книгу.

Немаловажно, что на школе проводится летняя олимпиада по лингвистике, и задачи с подробным разбором тоже вошли в книгу. Летняя олимпиада состоит из трех отдельных вариантов для 7–8-х, 9-х и 10-х классов – в них включены задачи, не встречавшиеся ранее ни на Московской традиционной олимпиаде, ни на кружке по лингвистике при РГГУ. Задания составлены на материале русского, украинского, сербского и хорватского, японского, турецкого и персидского языков. Разумеется, знаний иностранных «экзотических» языков не требуется, все задачи можно решить, пользуясь логикой и находчивостью.

Кроме лекций, семинаров и олимпиады, на школе проводились различные интеллектуальные игры, такие как «Интеллектуальный фейерверк» (ведущий – И.А. Леенсон), «Эрудит-квартет» и «Что? Где? Когда?» (ведущий – И.Б. Иткин), «Литературный маскарад» (ведущие – Б.Л. Иомдин и О.Ю. Шеманаева), игры с английским языком (ведущие – О.И. Виноградова и О.Ю. Шеманаева). В книге приведены условия игр и ответы, так что можно провести игру с друзьями или сыграть самому и проверить себя по ответам.

Попробуйте, например, ответить на такие вопросы из книги: 

     • Почему буква i в старой русской орфографии называлась «десятеричной»? («Интеллектуальный фейерверк»-2006);
    • Если вы школьник, живущий и обучающийся в России, и можете сказать о себе, что знаете русский алфавит от а до я, то что в аналогичном случае мог сказать о себе ваш сверстник из древней Греции? древнего Рима? в России XIX века? в древней Иудее (или современном Израиле)? («Интеллектуальный фейерверк»-2005); 
     • Азербайджанский глагол гырмаг означает «ломать, разбивать, рубить». От этого глагола образовано слово гырма — математический термин. Как оно переводится на русский язык? (Что? Где? Когда?); 
     • Люди какой специальности в шутку говорят о себе, что они летом сачкуют, зато зимой вкалывают? (Что? Где? Когда?)

В 2009 году серия пополнилась новой книгой, посвящённой Летним лингвистическим школам 2007 и 2008. О ней мы расскажем в нашем следующем сообщении.

Сборник можно приобрести в книжном магазине при издательстве МЦНМО, а также можно почитать его на официальном сайте
ЛЛШ.

Книги, выпущенные издательством
МЦНМО, выкладываются для некоммерческого использования (материалы можно просматривать и печатать, но коммерческое использование — например, издание и продажа — требуют специального разрешения).

Ольга Шеманаева


Назад

© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2017