Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

09.12.2017

Олимпиада-многоборье «Индоевропейский пентатлон»

5 часов на 5 древних языков для школьников 7-11 классов.
Предварительное знакомство с языками не требуется!

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017

Новости

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017
подробнее

16.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Екатерина Колос
Полевая лингвистика, или как составить описание языка, ни разу на нём не поздоровавшись
подробнее

Все новости

В. А. Успенский


В. А. Успенский
Математическое и гуманитарное: преодоление барьера

Москва, «МЦНМО», 2011

Часто ли исследователь в процессе работы приходит к синтезу результатов смежных дисциплин? Сегодня ответ на этот вопрос будет, несомненно, утвердительным: о важности междисциплинарных наук последние годы говорят особенно часто.

Несмотря на некоторую неопределенность математики, которую кто-то относит к естественным, а кто-то — к гуманитарным наукам, идея противопоставления математического знания гуманитарному обычно не вызывает несогласия. А может ли диалог представителей этих двух областей привести к рождению нового взгляда на устройство окружающего нас мира? И если да, то как тогда преодолевать трудности в процессе этого диалога? Ответить на эти вопросы любознательному читателю поможет книга В. А. Успенского «Математическое и гуманитарное: преодоление барьера».  Выдающийся ученый, ученик академика А. Н. Колмогорова, один из основателей лингвистики в нашей стране, учитель большинства московских лингвистов Владимир Андреевич Успенский предлагает нам совершить мысленное путешествие «поверх барьеров» к моменту возможного примирения «физиков» и «лириков»...

В этой книге-статье под словами «математик» и «гуманитарий» автор понимает не только профессию, но и стиль мышления. Достичь взаимопонимания между этими стилями не так легко, как хотелось бы, но именно пути разрушения этого барьера и стремится найти автор очерка. Опасность состоит в том, что, сталкиваясь с понятными трудностями и не справляясь с ними, математик и гуманитарий незаметно сводят общение к нулю. А между тем, взаимная польза от их диалога становится только очевидней с постепенным погружением в текст.

Читатель найдет здесь и факты из истории российской науки, и примеры математических задач, решенных или же ждущих по сей день своего решения (проблемы четырёх красок, Ферма, близнецов и др.). Но все же в центре внимания остается вопрос: какими именно знаниями могут поделиться друг с другом гуманитарий и математик. И Владимир Андреевич дает нам развернутый ответ, подробно рассказывая об особенностях разных «стилей мышления» с помощью аналогий из окружающего нас мира. Читатель открывает для себя, что изучение математических методов помогает развитию воображения, прививает культуру мышления — и то, и другое необходимо любому исследователю. Также математические методы спасают «лирика» от возникающих порой неточностей и неясностей. Гуманитарные науки в свою очередь развивают у человека математического склада ума умение видеть бесчисленные оттенки нашего многогранного мира. К примеру, ограниченность математических моделей состоит в том, что они не способны быть инструментом полного описания явления. Но в то же время такая модель, благодаря некоторой ограниченности, проста. Если исследователь не начинает считать ее полноценной частью реального мира, то при умелом обращении может с ее помощью глубже понять изучаемое явление.

Размышляя о том, чему могут научить друг друга математик и гуманитарий, В. А. Успенский затрагивает и другие вопросы, оживляющие общение читателя с книгой. Например, рассуждения о сути образования обретают особую актуальность для школьника, идущего по пути расширения не только кругозора, но и, как пишет автор, «навыков мышления». А стремление к расширению сознания непременно ведет к стиранию всевозможных стереотипов, ограничивающих творческие возможности человека.

Удовлетворят свое любопытство и те, кого в первую очередь интересует лингвистика. В чем проявляются объективность истины и субъективность лжи в русском языке? Как рождаются математические парадоксы? И чем отличается механизм порождения лингвистических парадоксов? Как различия в понимании слов ведут к возникновению коммуникативных неудач? Ответы на эти и другие вопросы читатель обнаружит в очерке В. А. Успенского.

Думается, что понять важность многогранного, всестороннего взгляда на поставленную автором проблему необходимо каждому, кто готов выбирать в жизни путь исследователя. А отсутствие в книге однозначного ответа на главный вопрос дает читателю возможность приблизиться к решению самостоятельно.

 
Автор рецензии — АЛЕКСАНДРА СЕМЁНОВА, Москва,
студентка Института лингвистики РГГУ

победитель конкурса студенческих рецензий


Назад

© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2017