Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

09.12.2017

Олимпиада-многоборье «Индоевропейский пентатлон»

5 часов на 5 древних языков для школьников 7-11 классов.
Предварительное знакомство с языками не требуется!

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017

Новости

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017
подробнее

16.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Екатерина Колос
Полевая лингвистика, или как составить описание языка, ни разу на нём не поздоровавшись
подробнее

Все новости

М. А. Кронгауз


М. А. Кронгауз
Русский язык на грани нервного срыва 3D

Москва, «Астрель», «Corpus», 2012

Обычно книги или статьи о русском языке, которые пишут ученые, слишком утомительно читать неспециалисту. Эти тексты часто отличаются сухим академическим стилем, множеством деталей, неинтересных широкому читателю, а, кроме того, в них на каждом шагу встречаются загадочные термины, и кажется, что ради каждого из них придется читать еще по целой книге. Другое дело — публицистические статьи и выступления. Понятный язык, яркие идеи, но, увы, зачастую искажающие суть дела до неузнаваемости, а то и прямо антинаучные.

В книге Максима Анисимовича Кронгауза удивительным образом уживаются два взгляда на современный русский язык — взгляд лингвиста, который наблюдает и анализирует происходящие с языком процессы, и взгляд носителя языка, который дорожит родной речью и переживает за ее судьбу.

В центре внимания автора, как можно догадаться из названия книги, находится русский язык. И не просто русский язык, а его развитие, жизнь в современных условиях, когда ему приходится стремительно меняться, подстраиваясь под изменения в жизни людей. Автор рассматривает как конкретные сферы (спорт, реклама, бизнес, брань, литература, телефонные разговоры, обращение к окружающим, термины родства), так и общие процессы: появление новых названий профессий, законов о языке, проблемы орфографии, изменение речевого этикета с течением времени... Русский язык рассматривается как в сравнении с другими языками, так и в развитии, то есть отслеживаются изменения, происходившие на протяжении долгих лет.

Что касается структуры книги, весь текст поделен на небольшие главы, каждая из которых имеет оригинальное название — колоритное и меткое. Все это делает книгу приятной и удобной: всегда понимаешь, о чем сейчас идет речь.

Книга читается на одном дыхании. Темы, которые на первый взгляд кажутся разными, незаметно сплетаются в единое повествование. Кажется, что Максим Анисимович доверяет читателю свои очень личные мысли о языке — и радости, и огорчения, и волнения. И, конечно, во многом автору сопереживаешь и соглашаешься с ним. Иногда задумываешься над собственной речью: говоришь часто какое-нибудь слово, а оно, оказывается, происходит из бандитского жаргона или заменяет собой что-то нецензурное. Но при этом книгу не назовешь нравоучительной, а эмоции автора никогда не подменяют трезвого взгляда, свойственного ученому.

Подзаголовок «3D», во-первых, напоминает о том, что в издании 2012 года книга стала гораздо толще, чем предыдущий вариант, а, во-вторых, у нее появилось третье измерение: DVD-диск. На диске собраны лекции, прочитанные автором в последние годы в разных местах и не дублирующие содержание книги.
Книга Максима Анисимовича Кронгауза наверняка будет интересна и тем, кто профессионально занимается лингвистикой, и всем, кого просто волнует судьба родного языка.
 
Автор рецензии — АННА РУСАНОВА, Москва,
студентка направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ

победитель конкурса студенческих рецензий


Назад

© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2017