Лингвистика для школьников


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ И АНОНСЫ

Анонсы

09.12.2017

Олимпиада-многоборье «Индоевропейский пентатлон»

5 часов на 5 древних языков для школьников 7-11 классов.
Предварительное знакомство с языками не требуется!

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017

Новости

21.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Борис Иомдин
Разбор задач конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-2017
подробнее

16.11.2017

Новое занятие факультатива по лингвистике при РГГУ и МЦНМО

Екатерина Колос
Полевая лингвистика, или как составить описание языка, ни разу на нём не поздоровавшись
подробнее

Все новости

Л. В. Успенский


uspenskiy.jpgЛ. В. Успенский
По закону буквы

Москва, «Аванта +», 2010


Эта книга — классическая, она в который раз переиздана в прошлом году, и мы рассказываем о ней, чтобы она вновь и вновь служила первым рассказчиком про устройство русского алфавита, его историю и причудливые повороты в этой истории — исчезновение одних букв и появление других — и многое другое.

Каждый читатель может вспомнить, как сам учился азбуке, узнавал отдельные буквы, складывал из них слоги и слова, писал не в ту сторону «Я» и «И», так что они получались похожими на английские R и N, как потом учился английскому, немецкому или французскому языку и снова ошибался в этих буквах, но уже в другую сторону, а также задумывался о сходстве русского Р и латинского Р, русского В и латинского B и о несходстве звуков, ими обозначаемых.

Мы можем вспомнить, как запоминали порядок следования букв — например, по Азбуке Бориса Заходера «А, Б, В, Г, Д, Е, Ж / Прикатили на еже!», или задумывались над написанием букв в стихотворении Юлиана Тувима про то, как азбука свалилась с печки: «Потеряла буква Ю / Перекладинку свою! / Очутившись на полу, / Поломало хвостик У!»

Писатель Лев Успенский тоже вспоминает, как ему приходилось учить буквы, учиться читать, потом правильно писать, запоминая орфографические законы, применяемые к буквам, уже исчезнувшим из русского алфавита, таким, как ять — ѣ. Потом писатель переучивался на новую норму, когда из русского алфавита исчез тот же ять и и с точкой (i). Ему даже пришлось изменить свою подпись, так как рука машинально выводила привычные буквы вместо нового написания. Хоть и не в стихах, как популярные азбуки для малышей, но подробнейшим образом и с живейшим интересом в книге разбирается написание букв, их связь со звучанием, пословицы и выражения, связанные с каждой буквой.

Кириллическая азбука, по словам автора, «приходится дочерью письменности византийских греков и внучкой системам письма Передней Азии». Названия букв почти совсем не совпадали с теперешними, сравните сами: аз — а, буки — бэ (б), люди — эл (л), он — о, твердо — тэ (т), и т. д. Вместе с автором мы докапываемся до значений этих названий и смотрим, что с ними происходило в языке дальше.

Мы узнаём, откуда взялись такие выражения, как от аза до ижицы, стоять фертом, похерить, ставить покоем. Узнаём, с какой буквой сравнивалась походка пьяного человека и какая буква почти совсем не попадается в поэтических произведениях XIX века.

Оказывается, в том случае, если для одного звука имелось несколько способов его записи, буквы в словах не просто передавали этот звук, но указывали на происхождение слова и ту область — книжную или разговорную — в которой это слово будет употребляться. В зависимости от значения слов, а точнее от их происхождения — греческого, в церковных текстах — должна была писаться буква пси (ψ), а не отдельно буквы п и с. Просто п оставалась для «простых» и даже «низких» по происхождению слов, которые нельзя было путать с божественными и возвышенными, отсюда и правило в «Азбуковнике» XVI века: «Везде пиши пса покоем (то есть через буквы п и с), а не псями, кое общение псу с псалмом?»

Но некоторые правила об употреблении букв надо было запомнить. «И вот мы, гимназисты тех лет, заучивали на память, где нужно писать е, а где ять. Ничем, кроме зубрежки, нельзя было заставить себя знать, что мёд надо писать через ё или через е, а звезды невесть почему через ять. Чтобы облегчить наши страдания, педагоги составляли «Таблицы слов с буквой ять», а сами мы в порядке самодеятельности кропали разные мнемонические стишки:
Бледной тенью бедный бес
Пролетел с беседы в лес.
Резво по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал,
И за белый тот обед
Дал обет наделать бед!»

В книгу органично вплетается пересказ научно-популярного, скорее даже развлекательного, трактата М. В. Ломоносова «Суд российских письмен» и составленной из букв французского алфавита трагедии, в которой участвуют такие герои, как принцесса Икаэль (I, K, L) и принц Эно (N, O).

Конечно, иногда в книге могут попасться несовременные утверждения вроде «Мы и сейчас зовем Соединённые Штаты Америки «эС-Ша-А». (Конечно не «Сы-Шы-А»!)»

Или: «…а будет ли велика чистая прибыль для народа, если он вдруг откажется от той письменности, которая за десять веков своего существования наглубоко вросла в самую его душу, связалась с духом языка нашего…» А ведь речь идёт, насколько можно понять, не о переходе с кириллицы на латиницу или другую систему письма, а о некоторых орфографических реформах, иногда предлагаемых лингвистами.

Но несмотря на эти отдельные и в общем-то немногочисленные не всегда понятные современному читателю отступления, книга увлекает именно своей непредвзятостью и живейшим интересом. Автор всё время подначивает читателя поразмышлять вместе с ним, не кидаться сразу к справочнику, а посчитать что-нибудь с карандашом в руках и самому вывести какую-нибудь интересную закономерность, касающуюся букв.

В заключение приведём некоторые задачи из конкурса «Русский Медвежонок — языкознание для всех», связанные именно с буквами. Сможете ли вы решить их до прочтения книги Льва Успенского или уже после того, как обо всём прочитаете:

1. (4-5 классы, 2009 г., автор — А. С. Бердичевский)
Даны фрагменты стихотворения Юлиана Тувима «Азбука» в переводе Сергея Михалкова.
АЗБУКА
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Ф, бедняжку, так раздуло — не прочесть ее никак!
Букву * перевернуло —
Превратило в мягкий знак!
Буква * совсем сомкнулась —
Превратилась в букву *.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Вместо некоторых букв стоят звездочки. Вместо каких?
(А) Р, С, О; (Б) Ь, С, О; (В) Р, Б, В; (Г) Ъ, Э, О; (Д) Р, М, И.

2. (Конкурс для учителей, 2009 г., автор — Б. Л. Иомдин)
В русском алфавите скрывается существительное ёж. А чего в нем нет?
(А) двухбуквенного местоимения; (Б) двухбуквенного союза; (В) двухбуквенной частицы; (Г) двухбуквенного междометия; (Д) существует и местоимение, и союз, и частица, и междометие, состоящие из двух подряд идущих букв русского алфавита.

3. (4-5 классы, 2010 г., автор — И. Б. Иткин)
Кто из русских поэтов в шутку жаловался, что его фамилия обозначается «буквой-раскорякой»?
(А) Е. А. Баратынский; (Б) А. С. Грибоедов; (В) В. А. Жуковский; (Г) А. Н. Плещеев; (Д) А. С. Пушкин.

4. (4-5 классы, 2010 г., автор — А. Ч. Пиперски)
Учитель Кулыгин, персонаж пьесы А. П. Чехова «Три сестры», рассказывает такую историю: «В какой-то семинарии учитель написал на сочинении «…», а ученик прочел «реникса» — думал, по-латыни написано». Какое слово в цитате заменено многоточием?
(А) двойка; (Б) неправда; (В) отлично; (Г) ошибка; (Д) чепуха.

5. (10-11 классы, 2010 г., автор — А. Ч. Пиперски)
Даны несколько строк из стихотворения М.В.Ломоносова «О сомнительном произношении буквы … в Российском языке»:
Драгие ангелы, пригожие богини,
Бегущие всегда от гадкия гордыни,
Пугливы голуби из мягкого гнезда…
Какая буква должна стоять на месте многоточия в названии стихотворения?
(А) А; (Б) О; (В) Е; (Г) Г; (Д) Щ.

Ольга Подлесская


Назад

© Совет сайта "Лингвистика для школьников", 2009-2017